Тридцать лет назад 15 апреля 1972 года радист американского линкора “Теодор Рузвельт” Ллойд Детмер принял сигнал SOS.
Вроде бы ничего необычного в этом факте не было, если бы это не был SOS, переданный с “Титаника”.
Сначала радист решил, что повредился умом, но все-таки запросил берег (вдруг кто-то действительно тонет). Ему категорично ответили: никакого сигнала не было, либо ему все померещилось, либо это чья-то хамская выходка.
Но радиста насторожило то, что уже в порту команде и капитану разъяснение по этому вопросу давали представители спецслужб, а не военное начальство. Сей факт сподвиг его вплотную заняться расследованием этого неординарного происшествия.
Копаясь в военных архивах, Детмер раскопал донесения радистов о том, что и они получали загадочные радиограммы и переписал даты: 1924-й год, 1930-й год, 1936-й год, 1942-й год.
Получив эти данные, он подсчитал, что призраки радиоэфира появлялись примерно раз в шесть лет. Поэтому в 1978 году Детмер уже специально ждал сигнала, и уверял, что получил его.
Детмер до такой степени увлекся этим расследованием, что его психика не выдержала, и он был помещен в клинику неврозов города Балтимор (США). Поэтому о том, что было в 1984 и 1990 годах, ничего не известно.
Но в 1996 году канадское судно “Квебек” получило очередной сигнал SOS с “Титаника”.
ОБЪЯСНИТЬ ИЛИ ПОВЕРИТЬ?
Ученые выдвигают разнообразные гипотезы, чтобы как-то объяснить происхождение этого сигнала SOS.
Самой популярной является версия о создании “в поле пространства-времени фантома радиосигнала”. Причем считается, что этот фантом “пробил” время не только в будущее, но и в прошлое, т.е. он должен был ловиться и 1905, 1900,1895…годах.
Каких-либо документальных подтверждений этого не сохранилось – Попов изобрел радио только в 1895 году, в начале века оно являлось дорогим и редким удовольствием.
Но именно эта гипотеза и может в какой-то мере пролить свет на возникновение романа “Тщетность” – хотя то, каким образом мозг Робертсона сумел принять этот сигнал (может быть, ему это приснилось, привиделось) до сих пор остается загадкой.
Некоторые исследователи уверяют, что фантом-радиосигнал слышал и капитан “Титаника” Эдвард Смит незадолго до крушения. Именно этим объясняется его неожиданная попытка изменить курс лайнера в то время как настоящий сигнал о помощи был передан примерно с двухчасовым опозданием.
Корабли “Олимпик” и “Карпатия” получили SOS с “Титаника” в 23:17 но столкновение с айсбергом произошло в 23:40. В полночь корабль начал взывать о помощи и был услышан на корабле “Цинциннати”: получается, что на “Олимпике” и “Карпатии” приняли фантом, а на “Цинциннати” – реальный SOS?
ТАЙНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Один из кочегаров “Титаника” прочел “Тщетность” и дезертировал с судна, пытаясь уговорить своих друзей сделать то же самое. Но его засмеяли.
Супруга промышленника Г. Вуда получила анонимное предупреждение: “Если вы не хотите терять своего мужа, то приложите все усилия, чтобы отговорить его от этого путешествия. Если данное предупреждение возымеет благоприятное действие, прошу в знак благодарности перечислить по указанному адресу сумму в 1000 фунтов, поскольку передача вам этого предупреждения потребовала у меня больших усилий и расходов”.
Вуд отказался от поездки, посчитав послание предуреждением о покушении на его жизнь.
Апрельским вечером 1912 года канадского священника посетило видение: шум волн, крики о помощи и звук старой песни.
Это взволновало его настолько, что в финале вечерней службы весь приход исполнял ту самую старую песню-молитву с просьбой спасти всех, кто “погибает в бездне”.
О крушении “Титаника” священник узнал на следующий день.
СОВЕТСКИЙ “ТИТАНИК”
Прошло 13 лет со дня гибели “Титаника”.
На германской судоверфи был заложен “Берлин” – будущий “Адмирал Нахимов”.
Его спустили на воду в тот же день, что и погибший “Титаник”. Пройдет 61 год, и еще одно совпадение с “Титаником” окажется роковым.
Летом 1986 года недалеко от берега “Адмирал Нахимов” столкнется с сухогрузом “Петр Васев” и уйдет под воду за семь минут. В этой катастрофе погибнут 423 человека.
“Мосфильм” зафрахтовал судно для съемок фильма “Катастрофа”, но за месяц до начала работы над фильмом произошла реальная трагедия.
В гибели “Титаника” и “Адмирала Нахимова” много совпадений, трагедии имеют большое сходство: oба судна были восьмипалубными и служили для перевозки пассажиров, любивших комфорт и удобство; оба корабля управлялись опытными капитанами, и оба подставили свой правый борт под удар, каждый – своего, айсберга.
В каютах “Адмирала Нахимова” среди личных вещей пассажиров в изобилии была книга “Последняя ночь “Титаника”.
На сегодняшний день остается множество загадок, связанных с гибелью этих кораблей, но вряд ли они будут когда-нибудь разгаданы, придется смириться с тем, что вся правда о гибели “Титаника” и “Адмирала Нахимова” никогда не будет известна.