Родился я в небольшой деревне что на севере Швеции около 60 лет назад. Мои родители были фермерами и у нас редко появлялось время или деньги чтобы выехать за предлелы местности, в которой мы жили. Меня всегда интересовали далекие места и люди из разных стран. В своих мечтах я путешествовал и встречался с людьми из разных уголков света. Часто я забавлялся отцовском вещательным приемником и слышал много странных языков, но, к сожалению, мало что мог понять. В школе я выучил английский, что помогло понимать больше из того, что слышал.
Никогда не забуду, когда мне было 12-13 лет, однажды в 9 часов вечера, я принял станцию и диктор сказал “Доброе утро, говорит Радио Австралия”!!! Я не верил своим ушам, я слышал станцию из Австралии, откуда говорили “Доброе утро”, в то время как у нас в Швеции все еще был вечер! Это был мой первый опыт DXинга, после чего я часто слушал Радио Австралии каждый вечер. Также никогда не забуду их проигрыша “Вальсирующая Матильда” и странный зов птицы kookaburra. Я стал наблюдателем, так что даже если я не мог путешествовать и посещать удаленные места, я мог хотя-бы слушать радиопередачи оттуда.
Иногда я также слышал людей, разговаривающих друг с другом по радио. Это были радиолюбители и я понял, что это ХОББИ было именно для меня! Я вступил в местный радиоклуб города Sundsvall и выучил азбуку Морзе на курсах, организованных в клубе. В 1952 я получил лицензию и вышел в эфир под позывным сигналом SM3AGD. Сначала только на УКВ, а повзрослев, годом позже, и на КВ. Моя аппаратура в то время была не слишком эффективна, но я понемногу ее улучшал, так, что я мог работать с далекими DX станциями. В 1958 у меня уже было подтверждено 100 DXCC стран. Благодаря любительскому радио я начал интересоваться электроникой. Я возратился в школу а с 1958 я уже работал техником-электронщиком.
Впервые возможность поработать из редкой DX территории представилась мне в 1972 г., когда я работал в Европейской организации по исследованию космоса. Меня послали наблюдать за станцией слежения за спутниками, расположенной на о. Пасхи. Находился я на острове четыре месяца, а между витками спутника я исследовал остров и активничал на КВ диапазонах. Мой друг, SM3CXS, вызвался быть моим QSL мереджером, сотрудничество с которым продолжалось долгие годы.
Годом позже, в 1973, меня назначили на работу на Фолклендских островах, где мне предоставилась возможность побольше узнать дикой жизни пингвинов, котиков, и кроме того быть активным как VP8NI. Я почувствовал неповторимый вкус обратной строны DX пайл-апа и мне хотелось испытать его вновь и вновь.
В 1974 я попробовал организовать DX экспедицию на небольшой колумбийский риф Бахо Нуэве, расположенный к юго-западу от Ямайки. Бахо Нуэве в то время был довольно редкой территорией по DXCC. На о. Сан Андрес я нанял яхту, по пути мы сделали первую стоянку у Сьеррана-банк, небольшого кораллового рифа, который в то время, тем не менее, представлял собой отдельную DXCC территорию. У меня собой была палатка, в которой я установил свое радио и отработал с Сьеррана-банк в течении 48 часов позывным HK0AB. Эта работа дала мне незабываемый опыт, особенно в ночное время, когда команда яхты находилась на борту и я был единственным человеком на небольшом острове. Но я был не одинок, т.к. все время пока мое радио было включено и работало, меня сопровождал нескончаемый пайл-ап вызывающих людей из всех уголков планеты.
Вынужденные перерывы случались ежечасно, когда необходимо было залить топливо в бак остановившегося генератора. В это время на острове внезапно стновилось темно и тихо. Когда я снимал наущники до моих ушей доносился только шум гнездившихся невдалеке от палатки птиц и грохот разбивающихся о берег волн. Когда я выходил из палатки, остро ощущалась изолированность от всего мира. Я видел миллионы звезд, рассыпавшися по ясному ночному небу до горизнта во все стороны. Слабый силуэт небольшой яхты, заякаренной в нескольких сотнях метров от острова был едва различим. Если бы мой генератор не завелся, лодка была моей единственной связью с оставшимся миром. Но генератор был исправен, после того как я добавлял несколько литров топлива, он заводился с пол-пинка. Вернувшись в палатку я одел наушники и мог слышать моих друзей со всего мира все еще зовущих меня! Я знал, что если у тебя есть радио и ты знаешь как им пользоваться, ты никогда не будешь одиноким в жтом мире! Я впервые работал один с необитаемого острова. После мне еше несколько раз приходилось проделывать это, но я всегда буду помнить эту первую ночь на Сьеррана-банк в 1974.
От Сьеррана-банк мы направились к острову Бахо Нуэво, который находится в 150 милях к северо-востоку от Сьеррана-банк. Потратив несколько дней в море в поисках небольшого рифа, мы так его и нашли. Тогда еще не было ни GPS ни спутниковой навигации, единственным средством навигации был секстант, судя по показаниям которого нам необходимо было идти то одним курсом, то другим, но мы так ничего и не нашли. У нас также возникли некоторые проблемы с двигателем – пришлось на несколько часов залечь в дрейф. Я был очень рассторен, но нам пришлось подчиниться сложившимся обстоятельствам и вернуться на Сан Андрес.
Двумя годами позже я узнал о навигаторе LORAN, после чего решил “взять” Бахо Нуэве со второй попытке. Возвратившись на Сан Андрес, нашел подходящую лодку, а также Loran приемник. В этот раз еще два оператора отправились со мной – Франциско, HK0BKX и Боб, K6AHV (теперь W6RJ). Без каких-либо проблем мы нашли и Сьеррана-банк и Бахо Нуэве и отработали с обоих позывным HK0AA.
Шесть лет я работал в Министерстве инностранных дел Швеции и часто представлялась возможность бывать за границей в наших посольствах, в основном в Африке и Азии. Я смог отработать из нескольких стран, которые я посещал, таких как 3C1, A22, 7P8, S2, XW8, J5, 3D6, и 9X5. В 1981 для меня было честью быть представленным в CQ DX Зале славы.
Моим QSL менеджером в течении многих лет был SM3CXS, Юрген. Он и сам очень активный DX экспедиционер, и в 1981 было интересно отпрваиться в DX экспедицию вместе с ним, SM3DVN и SM3RL. Все они – мои друзья из моего родного города Sundsvall что на севере Швеции. Мы отправлялись в Гвинею-Биссау. Моя лицензия на позывной J5AG, выданный в 1980 была возобновлена и чартерным рейсом мы прилетели через Гамбию в Биссау. Нас встретил Хиллар, шведский техник в Биссау – у него была своя собстваенная лицензия на J5HTL и он стал членом нашей команды. В Биссау мы находились 9 дней и несмотря на такие проблемы, как нехватка продуктов, воды, перебои с электроэнергией, мы получили много удовольствия, проведя около 20.000 связей.
Приключения радя, мы решили взять такси из Биссау через Сенегал до Гамбии, а это 300 км пустыни по трудным дорогам, включая и пересечение с несколькими реками. Путешествие было жарким, но интересным пока мы не пересекли границу Сенегала. Таможенники не разрешили ввозить наше радиооборудование. Они запросили слишком много денег – мы отказались платить, говоря, что мы хотим попасть в Гамбию транзитом через Сенегал. После двухчасовых переговоров под жарким тропическим солнцем мы сдались и пришли к согласию. Таможенники отправили пограничников для нашего сопровождения, чтобы быть удостовериться что мы не будем вещать с территории Сенегала. Кроме того мы должны были оплачивать их суточные. Я больше не знаю сенегальских пограничников которым бы так хорошо платили!
В 1982 я встретил Еву, мою будущую жену, когда услышал, что шведская парусная яхта, находящаяся в кругосветном плавании, ищет для соей команды радиооператора. Годами я читал книги о тихоокеанских островах и осознал, что это был мой шанс, которого я так давно ждал. Я связался со шкипером и вскоре был зачислен в члены команды. Я оставил свою работу с небольшим условием. Я попросил Еву дождаться меня. Я сказал ей, что вернусь через два года и она ответила “Да, я буду ждать”! Купив билет в один конец на Раротонгу, я отправился на на острова Кука, где яхта ждала меня.
Маршрут занес нас на многие небольшие острова Тихого океана, о которых мне раньше приходилось только читать. Мы заходили на отдаленные острова в группах Северного Кука, Самоа и Фиджи, где в течении месяцев не было посетителей и нас принимали с большой гостеприимностью. Общественная жизнь отнимала много времени и было наприлично сидеть в наушниках за трансивером, в то время как местные жители приглашали меня принять участие в различных видах их обыденной деятельности. Но частенько я извинялся и покидал приятные вечеринки и обеды из-за назначенного кем-то скеда, кому “до зарезу” нужно былла связь на каком-либо диапазоне или каким-либо видом модуляции.
На протяжении тихоокеанской одиссеи 1982-го я выходил в эфир со следующих островов: ZK1, 3D2, C21, T30, T2, FW, KH8, ZM7, T31, KH1 и T32. Большинство связей было проведено с острова Кантон. Этот остров в центре Тихого океана когда-то был американской военно-воздушной базой, но к тому времени когда мы прибыли туда, там было только несколько сторожей. На острове не было вечеринок и подобной деятельности. Я обосновался в заброшенном ангаре и посвятил все свое время DX работе. Мы стояли на Кантоне две недели и я провел около 19000 QSO попеременно позывными T31AE и SM0AGD/KH1. Это было возможно т.к. Кантон в то время находился под совместным управлением США и Кирибати, т.о. находясь в одном и том же шэке, я мог работать из двух разных DXCC территорий. Каждый день в полночь по Гринвичу я менял позывной и аппаратный журнал. Все время были жуткие пайл-апы от чего я получал огромное удовольствие.
Спустя несколько месяцев, находясь в Тихом океане я осознал, что два года – это большой срок и мне захотелось снова увидеть свою подругу. Я решил оставить яхту и возвратиться обратно домой в теччение года. Когда я прилетел в Стокгольм, Ева ждала меня. Она наблюдала за моей работой с друзями радиолюбителями, и она понимала что DX экспедиции очень важны для меня. Я оставался холостяком многие годы, т.к. мне нужна была свобода чтобы иметь возможность путешествовать, Ева все понимала и ободрила меня, разделив со мной мои интересы. Она хотела узнать об этом больше, а годом позже получила свою собственную лицнзию и стала SM0OTG. Поженились мы в 1986 году.
На протяжении многих лет SM3CXS был моим QSL мереджером и выписал для меня около 120 000 карточек. После тура по Тихому океану он решил, что с него хватит этой отнимающей время работы, и ему хочется больше времени уделять своей активности в эфире. С тех пор я сам выполняю работу QSL менеджера.
В 1985 мною и Тором, LA7XB была предпринята попытка активировать 3B7 – о. Св. Брэндона. Власти о. Маврикия подтвердили, что лицензия будет выдана после нашего прибытия. Мы прилетели на Маврикий, но лицензия к тому времени все еще не была готова. Нам сказали прийти на следующий день. Мы несколько дней обращались за лицензией, но каждый раз получали тот же ответ. Лицензию должен был подписать министр, но он был постоянно занят: “Возможно завтра”… Наше время было ограничено, яхта, готовая нас доставить на о. Св. Брэндона ждала. Чтобы быть уже на острове, к тому времени как будет получена лицензия, мы отплыли от Маврикия через штормящий Индийский океан к о. Св. Брэндона, куда прибыли спустя 72 часа. Благодаря частным связям мы могли общаться с Маврикием, но с тех пор как мы отплыли никаких хороших новостей для нас не было. Мы установили наши трансиверы и антенны недалеке от берега и были готовы немедленно начать работу получив разрешение. Но оно так и не пришло, и после 5 дней, проведенных на о. Св. Брэндона мы вынуждены были возвратиться на Маврикий стобы успеть вовремя на наш обратный рейс в Европу. Когда я писал эти строки нескольки годами позднее, я так и не получил окончательный ответ с Маврикия – ни да ни нет. Это был самый неудачный случай, который я когда-либо имел как DX экспедиционер. С другой стороны у меня было время нучиться рыбачить у рыбаков со Св. Брэндона. Эта наука могла мне пригодиться!
Когда я был в S9 в 1988, я повстречал владельца небольшой парусной яхты, которого заинтересовал чартерный рейс на о. Аннобон, расположенный в 150 милях к югу. Но у меня не было 3C0 лицензии – пришлось возвращаться в Швецию, чтобы написать письмо властям Экваториальной Гвинеи. Годом позже меня пригласили в столицу – город Малабо, чтобы собрать необходимые бумаги для посещения Аннобона. На работе я взял месячный отпуски и в ноябре 1989 совершил тур по островам западной Африки. Сначала я работал позывным 3C1AG из Малабо, затем я прилетел в Сао Томе, где позывной был S9AGD. После Сао Томе я пересек под парусом экватор и в течении четырех дней был QRV как 3C0GD. Было проведено около 16000 связей и работа по заполнению QSL в течение нескольких месяцев после приезда домой была обеспечена.
В 1992, двадцать лет спустя после моего первого посещения острова Пасхи, я снова вернулся туда вместе с моей XYL Евой и Тором, LA7XB. Мы остановились у Генри, XQ0YAF,в его Hostal Manutara. Хотелось показать Еве знаменитые статуи, хотелось также послушать местную музыку, которой я наслаждался 20 лет назад. Конечно статуи были все еще на месте, но мы не нашли музыкантов. На острове есть своя ТВ станция, так что все смотрят мыльные оперы и более не интересуются местной музыкой, – настоящая потеря. В добавок к этому мы должны были беспокоиться о TVI! Но ночью, после того как ТВ станция прекращала вещание, мы получали удовольствие от хорошего DX прохождения на НЧ диапазонах.
С тех пор, как я вышел на пенсию в 1994 я побывал в Африке несколько раз по контракту с ООН и различными организациями. Я был в Гвинея-Биссау, Сао Томе, Заире и Бурунди. В мои обязанности входило обеспечение связью. Иногда, имея разрешение, я также работал в любительском эфире.
В 1996 г. я был активен со Шпицбергена (JW) в Арктике, а несколькими месяцами позже – с Фернандо ди Норонья, вблизи экватора. Было интересно побывать в таких разных местах и сравнить особенности прохождения радиоволн.
Годами позже я был в составе следующих экспедиций:
* K7K – о. Кюре
* K4M – Mидуэй
* XW30/XW30A – Лаос
* XU1A – Камбоджи
* S79AG – Сейшельские о-ва
* T31T/T31K – Центральное Кирибати
* ZK3CW/ZK3DX – о-ва Токелау
Для нескольких из этих экспедиций я также был и QSL менеджером.
В 2001 я вернулся в Экваториальную Гвинею в третий раз. Mой позыной 3C1AG был выдан мне в очередной раз, и было забавно вернуться в тот же самый отель Bahia, где я уже останавливался в 75-м.
Многое, относящееся к нашему хобби изменилось за эти годы, любительские диапазоны сейчас более оживленнее, а пайл-апы растут очень быстро благодаря DX-кластерам. Из-за нетерпеливых “брейкеров” трудно проводить длинные QSO с редким DX. Большинство DX QSO сегодня проводятся в “контестовом” стиле – обмен только рапортами, и часто это стандартные 5-9. В подобных связях информации совсем не много!
Возможно я “неправильный”, но иногда мне не хватает QSO, о которых говорят “тянуть резину”, когда можно обменяться мыслями, узнать что-то новое о DX станции. Когда-то давно даже существовал RCC диплом Клуба Любителей Потянуть Резину (Rag Chewers Club), членом которого можно было стать, предоставив QSL о DX-QSO длившемся не менее 30 минут! Должно быть трудновато выполнить условия диплома RCC сегодня, думаю легче сработать со 100 DXCC странами!
Вот что мне нравится в DX экспедициях, так это не сама работа, а возможность посетить другие уголки планеты, познакомиться с людьми разных культур. Мне повезло, потому что когда я вырос, я смог путешествовать по миру, работал с электроникой и занимался любительским радио. Я смог найти работодателя, который предоставил мне возможность путешествовать, таким образом без больших финансовых затрат исполнились мои мечты. Я побывал в более чем 120 DXCC странах и работал в эфире более чем из 50 из них.
Когда я писал эту статью, был 2002 год и мне было уже 67. У меня замечательная жена, я нахожусь на пенсии и чувствую себя полным сил. Многие годы прошли с тех пор, когда я впервые услышал Радио Австралии и “Вальсирующую Матильду”, но я все еще получаю огромное удовольствие от моего увлечения любительским радио, от прошедших и будущих DX-экспедиций, чтобы снова обменяться рапортами 5-9.
Надеюсь встретиться когда-нибудь с Вами в эфире!
73, Erik Sjolund, SM0AGD
Перевод US3QQ ©